Добро пожаловать на официальное интернет-представительство Некоммерческого Партнерства "Союз производителей бетона"
Союз создан в 2003 году с целью координирования, регулирования и управления разрозненными отраслями, нормальное функционирование которых необходимо для общего развития рынка бетона. Мы заинтересованы в формировании и укреплении здоровой экономической политики на строительном рынке.






ПРИГЛАШАЕМ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ


МЫ СОТРУДНИЧАЕМ



НАШИ ПАРТНЕРЫ







АВТОРИЗАЦИЯ
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


 

БЕТОН И ЖЕЛЕЗОБЕТОН - СТАТЬИ

Прислать свою статью


15.03.2011

Новая технология строительства дорог из сборных железобетонных плит

Комментариев: 0 | Количество просмотров: 7430
Автор: М.Я. Бикбау, д.х.н. (ОАО «Московский ИМЭТ», г. Москва)

Автомобильные дороги в 70-ые годы в СССР с бросовыми, низкими ценами на нефть и соответственно битум, кажущаяся выгода строительства автодорог из асфальтобетона сделала его основой технической политики в строительстве дорог в России и практически похоронила цементобетон, как основной материал для строительства оснований дорог.

Кажущаяся выгода строительства асфальтобетонных дорог обусловила радикальное увеличение финансовых затрат на бесконечные ремонты асфальтобетонных дорожных одежд, не выдерживающих в жестких климатических условиях СССР и теперь России больше 2-3 лег. В период с 1993 по 2003 год длина сети всех автомобильных дорог общего пользования с 895 тыс. км возросла аж до 899 тыс.км (!?). По мнению руководителей транспортной отрасли, средств, выделяемых ведомству, не хватает даже на ремонт существующих дорог, не говоря уже о строительстве новых дорог.

На недавнем заседании Эльвира Набиуллина отметила, что при нынешних темпах реконструкции и строительства дорог для их обновления потребуется 270 лет...Согласно подпрограмме «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» на 2002-2010 годы было предусмотрено увеличение сети автодорог страны на 2486 км по сравнению с сетью дорог на 01.01.2003г. Это совершенно недостаточно при том, что все равно даже такие мизерные планы не выполняются. Выход из создавшегося положения на сегодня только один: государству давно пора серьезно вмешаться в техническую политику и организацию дорожного строительства, Россия должна строить ежегодно не стоимости с гарантированными долговечностью и надежностью, исключающими ремонты дорог на 30-35 лет.

В фундаментальной работе авторитетных ученых: д.т.н. А.Н.Шумейко, д.т.н. И.М. Юрковского и д.т.н. М.В.Немчинова «Автомобильные дороги России. Состояние и перспективы». - МАДИ, 2007.), камня на камне не остается от проводимой Правительством России и его ведомствами технической политики в области строительства автомобильных дорог. Авторами работы предлагается своя Концепция развития транспортного комплекса на базе изменения технологической основы строительства автомобильных дорог и замены недолговечных дорожных одежд из асфальтобетона на цементобетонные с фактической долговечностью 30-35 лет. В правоте предложений авторов убеждает мировой опыт и многолетний опыт эксплуатации цементобетонных дорожных покрытий в СССР и России.

По оценке специалистов отечественные автомагистрали отстают в своем развитии от мировою уровня на несколько десятков лет. Все граждане России ощущают на себе эту отсталость.

Надо к этому добавить, что асфальтобетон - главный материал для дорожного строительства в России - радикально уступает современному железобетону по всем показателям:

по прочности и способности нести большие нагрузки;
по водо- и морозостойкости;
по истираемости;
по долговечности;
по технологичности (плиты из асфальтобетона не производят в связи с низкой прочностью материала);
по стойкости против образования «колейности» на трассах;
по ремонтопригодности.

Асфальтобетонные дороги плохо выносят большие нагрузки осей транспорта, а его масса возросла. Росавтодором принято решение об увеличении при строительстве дорог проектных нагрузок на ост до 11,5 тн. Что будет с нашими дорогами?

В России накоплен огромный объем теоретических, экспериментальных и практических знаний в области долговечных цементобетонных покрытий. Разработаны федеральные нормы и правила проектирования и строительства цементобетонных покрытий и оснований по различным технологиям бетонирования: в рельсоформах, в скользящих формах, методом укатки виброкатками и др. Фактические сроки службы цементобетонных покрытий зачастую превышают нормативные (20-25 лет), достигая 30-40 и более лет.

В предлагаемой ведущими научными сотрудниками Московского автомобильно-дорожного института Концепции - новой технологической основе строительства автомобильных дорог - только один недостаток: авторы дают рекомендации по изготовлению цементобетонных дорожных одежд по технологии монолитного строительства, с твердением бетона в естественных климатических условиях непосредственно на трассе. К сожалению, в России нормальные условия для твердения бетона могут быть обеспечены в достаточно короткий летний период, когда температуры окружающей среды составляют не менее 15-17°С. При более низких температурах темп твердения монолитного бетона существенно замедляется, не говоря уже о достаточной многодельности изготовления бетона непосредственно на трассах не позволяет радикально повысить скорость строительства автомобильных дорог.

Оптимальными условиями строительства цементобетонных дорожных одежд, с нашей точки зрения, является строительство дорог по технологии «ИМЭТСТРОЙ»: ускоренный монтаж преднапряженных железобетонных плит заводского изготовления практически на земляное полотно со стягиванием плит в длинномерные пакеты стальными канатами, с исключением существующей практики формирования оснований дорог в виде многослойного «пирога» из уплотненных слоев песка и щебня или гравия.

Но предлагаемой нами технологии дорожные железобетонные преднапряженные плиты изготавливаются на заводах ЖБИ и доставляются к месту монтажа полотна дороги. Железобетонные плиты снабжены сквозными каналами в средней части диаметром 15-25 мм, ориентированных вдоль полотна (и поперек при строительстве широкополосных дорог), а также шпунтованными боковыми гранями.

Наличие сквозных каналов и шпунтованных граней позволяет стягивать такие плиты вдоль полотна в пакеты из 10-15 плит, стыкуемые шпунтованными гранями (рис.2), укладываемые на слой песка на грунте, покрытый полиэтиленовой пленкой (рис.3). Стальные канаты защищены от различных климатических воздействий натягивают усилием от 5 до 30 тн (в зависимости от количества плит и длины пакета) на каждый канат, а концы стальных канатов закрепляются клиновыми анкерами в специальных крепежных пустотах в плитах), которые после этого омоноличиваются быстротвердеющим бетоном. Готовое железобетонное основание автомобильной дороги может быть покрыто слоем асфальта или литого мелкозернистого асфальтобетона толщиной 30-40 мм.

Такие дороги начали строить в США, при этом производительность труда по укладке дорожного полотна по новой технологии превышает аналогичную для комплекса машин монолитного бетонирования дорог, существующую в России и других странах, в 8-10 раз.

Скрепление разработанных преднапряженных железобетонных плит осуществляют стягиванием стальными канатами в пакеты, содержащие от 5 до 20 плит, при этом между торцами плит на канаты надевают упругие элементы, выполненные предпочтительно из резины в виде цилиндров или параллелепипедов, и обеспечивают после натяжения стальных канатов величину швов между плитами в пределах от 10 до 40 мм.

Благодаря стягиванию плит в дорожное покрытие вместо арматуры высокопрочными стальными канатами обеспечивается возможность быстрого монтажа высокопрочного и долговечного дорожного покрытия в условиях строительной площадки практически на самом простом основании - утрамбованном земляном или песчаном полотне.

Наличие резиновых элементов на стальных канатах между плитами со стороны торцевых граней позволяет эффективно гасить периодические знакопеременные нагрузки на дорожное полотно, повышая, таким образом, надежность и долговечность сборного дорожного покрытия. Использование крепежных пустот на верхней поверхности крайних в пакетах плит для протягивания стальных канатов и скрепления их с крепежными анкерами существенно облегчает процесс стягивания плит в пакеты при одновременном обеспечении качественного натяжения и закрепления стальных канатов с анкерами с омоноличиванием полостей бетоном.

Новая технология обеспечивает повышение эксплуатационных характеристик и долговечности дорожного покрытия, ускорение строительства дорог при минимизации материалоемкости объемов выполняемых работ.

Разработанные нами конструкция и способ строительства сборного дорожного покрытия позволяют в короткие сроки: звено рабочих из 10-12 человек, обеспеченному необходимой техникой, может уложить на подготовленное основание 3-4 пакета плит длиной 50-60 метров с общей протяженностью около 200-220 метров в рабочий день, а в течение одного месяца уложить 4-5 километров полотна автомобильной дороги.

Достоинствами предлагаемой дорожной конструкции являются:

ускорение строительства автомобильных дорог, аэродромных полос, площадок и других покрытий; заводское индустриальное изготовление высококачественных плит;
возможность круглогодичного изготовления плит и строительства сборных дорожных покрытий; возможность укладки сборного железобетонного покрытия на упрощенное основание: земляную, щебеночную или песчаную насыпь; эффективное строительство высококачественных дорожных покрытий на слабых и мерзлых грунтах; многократное использование (при необходимости) одних и тех же конструкций; открытие движения сразу же после завершения строительства покрытия; сокращение трудоемкости работ;
возможность применения механизации и индустриализации работ по строительству сборных дорожных покрытий.

Для справки: в 2007 г. в России построено 495 км дорог, а в КНР за этот же период - 47 000 км.

Источник информации: Журнал "Строительная орбита" №9(72), 2009 11.12.2009

Возврат к списку

Для того чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться.
3.151558445068

Реклама на портале


Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Некоммерческое партнерство "Союз Производителей Бетона",2003-2011
Все права защищены. Публикация информации с сайта без активной гиперссылки на www.concrete-union.ru и согласования с руководством запрещена
Адрес электронной почты info@concrete-union.ru
Размещение рекламы на портале НП "Союз Производителей Бетона"